Краткая характеристика речи детей
в норме.
Звукопроизношение.
В возрасте 3-х лет ребёнок правильно произносит гласные и простые по артикуляции согласные (п, б, т, д, н, м, в, ф, к, г, х). В это время допускается смягчение речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно чётко, пропускаются, заменяются: с, з на сь, зь, т, д; ш, ж, на с, з; ч, щ часто заменяются на ть, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль.
К 4-м годам исчезают смягчённое произношение звуков и замены на т, д. Звуки ш, ж могут произноситься недостаточно чётко; не у всех детей ещё формируются звуки р, л.
В 5-6 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.
!!! Следует отметить, что искаженное произношение звуков (например, межзубное с, з, щёчное ш, ж, полусмягчённое л, горловое произношение р) в любом возрасте считается дефектом.
Словарный запас.
При нормальном речевом развитии ребёнка и благоприятный условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро в количественном и качественном отношении, например, в возрасте 3-4 лет словарь ребёнка составляет 600 – 2000 слов. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, знают слова, обозначающие качества и признаки предметов, пользуются словами-синонимами.
К 4-м годам дети овладевают навыками словообразования (например, свободно образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: носик, пальчик, куколка).
В 5-6 лет дошкольники свободно выполняют упражнения на словообразование разных частей речи от одного корня (красный, краснеть, краснота), образуют прилагательные от существительных (железо – железный).
Грамматический строй речи.
При нормальном развитии речи к 5 годам дети правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности вызывают редко употребляемые существительные в Родительном и Именительном падежах множественного числа (стулья – стулов, а не стульев; деревья – деревов, а не деревьев).
К 3-4 годам формируется правильное употребление в самостоятельной речи всех простых предлогов (у, в, на, под, с, из, к, за, по, после), а к 5-ти годам происходит усвоение основных форм согласования существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
За более подробной информацией обращайтесь к логопеду в часы приёма родителей.