Инклюзивное образование

Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №53 комбинированного вида Фрунзенского района"

 

Инклюзивное образование

 

Нормативные документы РФ в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья 

 

 

Распоряжение Администрации Фрунзенского района от 06.08.2014 г. №1503-р "Об организации вариативных форм психолого-педагогической и (или) коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в ОО, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования"

 

 

Презентация: Опыт успешной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в СПб ГАДОУ "Детский сад №53 Фрунзенского района"

 

 

 

Диссеминация опыта работы СПб ГАДОУ «Детский сад № 53 Фрунзенского района» в рамках инклюзивного образования

 

 

Результаты реализации модели инклюзивного образования в СПб ГАДОУ «Детский сад №53 Фрунзенского района»

 

 

 

ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования

 

 

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования СПБ ГАДОУ «Детский сад №53 Фрунзенского района» для детей с расстройством аутистического спектра

 

 

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования СПБ ГАДОУ «Детский сад №53 Фрунзенского района» для детей с задержкой психического развития

 

 

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования СПБ ГАДОУ «Детский сад №53 Фрунзенского района» для детей с тяжелыми нарушениями речи

 

 

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования СПБ ГАДОУ «Детский сад №53 Фрунзенского района» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

 

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования СПБ ГАДОУ «Детский сад №53 Фрунзенского района» для детей с амблиопией и косоглазием

 

 

 

План мероприятий, связанных с организацией образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019 г., утвержденный Министерством просвещения РФ

 

 

Видеопроект "Правовой Ликбез" (Право на инклюзивное образование) при участии коллектива и воспитанников Детского сада №83 Фрунзенского района 

Ссылка для просмотра видеофильма

 

 

 

   ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ

(дети с особенным возможностями здоровья):

  • Инклюзивное образование (включение детей с различными категориями в ОВЗ в группы с типично развивающимися воспитанниками)

  • Центр сопровождения ребенка (ЦСР) для детей 3-7 лет, не получивших место в логопедической группе. Коррекционные занятия проводят учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог (в зависимости от потребностей ребенка)
  • Служба ранней помощи (СРП) для детей 1-3 лет
  • Группа компенсирующей направленности (кратковременного пребывания) для детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

 

 

Положениие о Службе ранней помощи

 

Положение о Центре сопроовождения ребенка

 

Положение о группе компенсирующей направленности

 

Положениие о Логопедическом пункте

 

 

Служба ранней помощи (далее СРП) и Центр сопровождения ребенка (далее ЦСР) бесплатно осуществляют психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет (СРП) и с 3-х до 7 лет (ЦСР), не посещающих дошкольные образовательные учреждения и имеющие особые образовательные потребности (отставание в развитии или риск его возникновения), связанные с жизненной ситуацией, состоянием здоровья(часто болеющие дети, дети, стоящие на учете у специалистов районных поликлиник).

Поводом для обращения в Службу ранней помощи и Центр сопровождения ребенка может быть беспокойство родителей и курирующих специалистов в связи с вопросами развития и воспитания ребенка.

С вами и вашими детьми будет работать междисциплинарная команда профессионалов в области развития детей раннего возраста: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по адаптивной физической культуре, музыкальный руководитель. При необходимости в состав могут быть включены и другие специалисты.

Основными формами работы с детьми и их родителями являются индивидуальные и групповые занятия и консультирование родителей. Работа проводится по адаптированной образовательной программе и по индивидуальному графику 3 раза в неделю.

В Службу ранней помощи и Центр сопровождения ребенка принимаются дети по заявлению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Дополнительную информацию о вариативных формах психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в системе дошкольного образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга можно получить в отделе образования администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: ул. Турку, дом 20, корпус 2, кабинет 221, по телефону 417-36-58


 

 

 

Категории детей с ОВЗ в ДОУ №53:

  • дети с задержкой психического развития (ЗПР)

  • дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) -некоторые из низ находятся на полном тьюторском сопровождении

  • дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР, включая детей с ОНР различного уровня)

  • дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (они же дети с индивидуально-типологическими особенностями)
  • часто болеющие дети (ЧДБ)

  

Опыт работы с детьми с ОВЗ  - презентация для слушателей КПК, ноябрь 2016 г., авторы: педагог-психолог Балака Л.П., педагог-психолог Сихра Д.Н., учитель-дефектолог Ахапкина Е.В. (для просмотра необходима программа Microsoft PowerPoint)

 

Опытно-экспериментальная работа 2017-2020 г.г. по теме: «Практико-ориентированные технологии обучения, воспитания и психолого-педагогического сопровождения воспитанников в условиях групп комбинированной направленности в дошкольном образовательном учреждении»

 

  

    

     В инклюзивных группах созданы необходимые условия, включающие модификацию среды в соответствии с индивидуальными потребностями детей с РАС. Это четкая структуризация пространства группы с выделением различных зон активности для совместных и индивидуальных игр, отдыха, групповых и индивидуальных занятий. Для индивидуальных занятий в группах организованы отдельные кабинки. Специфическими потребностями детей с РАС обусловлено наличие в группах большого количества визуальной поддержки в виде схем, условных обозначений, надписей, расписаний и т.д. Для каждого ребенка разработан индивидуальный режим пребывания в группе. В детском саду для детей с ОВЗ организована сенсорная комната.

        Одним из основополагающих условий для создания инклюзивной образовательной среды является наличие квалифицированного персонала, обученного специфическим технологиям работы и достаточного времени для работы с каждым ребенком у специалистов службы сопровождения (до 20 часов сопровождения в неделю на каждого ребенка).

       С этой целью в штат службы сопровождения включены:

  • 2 педагога-психолога

  • 3 учителя-дефектолога

  • 4 учителя-логопеда

  • 4 тьютора (для детей с РАС)

  • 1 ассистент для 1-го обучающегося (раннего возраста) с синдромом Дауна

  • основам тьюторского сопровождения обучены помощники воспитателя

 

Функции и содержание деятельности каждого члена инклюзивной команды

 

Функции тьютора:  

-Сопровождение ребенка в режимных моментах и на занятиях (в рамках режима группы, руководствуясь указаниями воспитателей, потребностями ребенка, рекомендациями специалистов).

- Участие в планировании, организации и проведении мероприятий с участием детей с ОВЗ.

- Помощь (посредничество) в осуществлении коммуникации и удовлетворении личных потребностей ребенка (физических, психологических, эмоциональных).

- Поддержание непрерывной обратной связи между всеми участниками образовательного процесса, непрерывный мониторинг состояния ребенка.

- Участие в разработке, корректировке и реализации программы индивидуального сопровождения.

-  Осуществление коммуникации с детьми группы с целью интеграции ребенка с ОВЗ в детский коллектив, формирования осознанного, толерантного отношения детей группы к ребенку с ОВЗ, формирования навыков взаимопомощи, создания базовых условий для формирования и развития эмпатии.

 

Функции воспитателя:

- организация пребывания ребенка в группе

- обеспечение безопасности детей в группе

- контроль работы тьюторов и принятие основных решений относительно ребенка

- работа в соответствии с планом поддержки поведения

- своевременное предоставление службе сопровождения, тьюторам и родителям информации о работе группы, мероприятиях, изменениях в расписании, темах и структуре занятий.

- толерантного отношения детей группы к ребенку с ОВЗ, формирования навыков взаимопомощи

- оказание ребенку помощи в усвоении правил группы и выстраивании коммуникации с детьми группы

- оказание ребенку индивидуальной помощи на занятиях, в свободной деятельности и в режимных моментах

- организация предварительной работы с ребенком

 

Функции сотрудников службы сопровождения:

-обеспечение информационной и методической поддержки, консультирования и обучения сотрудников группы, специалистов, родителей, тьюторов

- проведение индивидуальных занятий с ребенком

- осуществление диагностики, наблюдения и написание программы индивидуального сопровождения

- своевременное внесение изменений в программу сопровождения

- осуществление контроля за выполнением всеми участниками программы поддержки поведения

- координация работы всех участников команды сопровождения

 

Функции родителей:

- Поддержание плана поддержки поведения

- своевременное предоставление актуальной информации о ребенке

 

Функции помощника воспитателя:

- сопровождение ребенка в качестве тьютора в необходимых моментах

- обеспечение безопасности детей в группе

- следование плану поддержки поведения

 

 

Сопровождение детей с РАС,

включенными в инклюзивные группы,

ведется по 3 основным направлениям:

 

1.                Работа по модификации поведения и социализации

Это направление включает в себя сбор данных об особенностях поведения ребенка и разработку индивидуального плана поддержки поведения, которого строго придерживаются все участники образовательного процесса.

2.                Развитие коммуникации.  Это направление включает в себя развитие коммуникативных навыков, навыков речевого и неречевого взаимодействия, а также обучение детей альтернативным системам коммуникации (например, пекс, коммуникативные доски).  

3.                Развитие функциональных навыков.

Это направление включает исследование индивидуальных особенностей ребенка, выявляющее способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития, и создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и развитии детей с РАС.

 

Цель технологии: формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по следующим сферам:

· Имитация

· Восприятие

· Крупная моторика

· Тонкая моторика

· Координация глаз и рук

· Элементарная познавательная деятельность

· Речь

· Самообслуживание

· Социальные отношения

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 18.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»